Современная система образования в России
Система образования в России со времен распада Советского Союза претерпела много изменений и до сих пор еще находится в стадии реформирования.
Сегодня становится модно критиковать слабые стороны учебного процесса в школах и ВУЗах (чего только стоит нашумевшая эпопея с ЕГЭ, о плюсах и минусах которого до сих пор идут споры), но не нужно забывать, что все познается в сравнении. Попробуем выяснить, есть ли плюсы у современной системы.
Структура системы образования в современной России многое наследовала со времен СССР. Ребенок, вступая в эту систему, проходит несколько этапов:
1. Детские сады или частные дошкольные заведения.
2. Начальная школа (1-4 классы).
3. Средняя школа (5-9 классы).
4. Высшая школа (10-11 классы).
5. Средние профессиональные или высшие учебные заведения.
6. Послевузовское образование (аспирантура, курсы повышения квалификации и т.д.).
Учреждения в рамках этих 6 звеньев бывают 3 типов:
1. Государственные.
2. Муниципальные.
3. Частные.
Обучение в школе проходит в соответствии с ФГОС – единым государственным стандартом. В свою очередь, учебные заведения могут сочетать несколько типов обучения:
1. Государственное.
2. Самообразование.
3. Дополнительное.
Гибкими стали и формы изучения материала:
1. В стенах учебного заведения (очная, заочная, очно-заочная).
2. Внутрисемейное, самообразование.
3. Экстернат.
Последние нововведения, касающиеся разрешения домашнего обучения и сдачи предметов экстерном, — несомненный плюс. Они помогают избежать «уравниловки», дают возможность детям с хроническими болезнями обучаться по общей программе в комфортных условиях, а сильным ученикам быстрее продвигаться вперед.
Но это не единственный очевидный плюс современного образования. Не только теория, но и практика.
Если советский выпускник или студент ВУЗа мог похвастаться глубокими теоретическими знаниями по предметам, то современные подростки со школьной скамьи могут позволить себе окунуться в практику благодаря условиям современной системы образования и разнообразию внешкольных учреждений.
О вопросах профориентации школьники и их родители могут всерьез задумываться уже с 7 класса, посещая занятия в специализированных центрах. Деловые игры, внеклассные мероприятия, в ходе которых дети решают реальные жизненные вопросы, посещение творческих мастерских заставляет искать применения полученным знаниям и приобретать ценный практический опыт.
В студенческие годы молодые люди уже могут, обучаясь в ВУЗе, параллельно работать, применяя имеющиеся теоретические знания и практические навыки.
Технический прогресс неумолимо входит в систему образования, и в этом есть много положительных моментов:
1. Интерактивные доски, аудио и видео на уроках, поиск материала в интернете делают процесс обучения ярким, разнообразным и более наглядным, что положительно сказывается на качестве усвоения материала.
2. Использование электронных дневников, с помощью которых родители могут контролировать успехи своих детей и иметь быструю прямую связь с учителем.
3. Участие школьников в международных олимпиадах, конкурсах онлайн, не выходя из дома.
4. Возможность получить дополнительное образование заочно по интернету.
Технические средства расширяют кругозор, делают открытым международный опыт в рамках изучения проблемы. Доступ студентов к иностранным электронным библиотекам, редким материалам и архивам помогает глубоко исследовать тему, экономя время и средства.
Но российская система образования хороша не только тем, что идет в ногу со временем. По-прежнему первостепенным остается живое общение преподавателя с учениками, студентами, в ходе которого учитель передает свой жизненный опыт, положительные моральные установки, не только поучает, но и вдохновляет на самостоятельное познание мира (конечно, если речь идет об Учителе с большой буквы).
В своем «Письме к учителю сына» Авраам Линкольн просил: «Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма».
Советская система образования сформировала в нас прекрасный рефлекс: у школьника должна быть тетрадь, в которой нужно писать красиво, без помарок. Хотя и в меньшей степени, чем ранее, но начальная школа продолжает уделять достаточное внимание чистописанию. В нашей стране детям в 1 классе выдают прописи, заставляя писать в них ручкой, а каллиграфический почерк воспринимается как одно из достоинств личности.
Не секрет, что быстрые умелые движения пальцев рук совершенствуют мозг, способствуют развитию скорости мышления. Отказываясь от обучения детей чистописанию, мы обедняем их, лишая львиной доли развития их способностей.
Для сравнения: в США организовывают специальные курсы для людей, желающих научиться читать и писать прописные буквы!
Современная школа в какой-то мере сохраняет дух тоталитаризма, оставшийся с советских времен. Многим это покажется отрицательным моментом. Противники нынешней системы образования могут возразить: заинтересовывайте, порождайте желание учиться, а не заставляйте!
Однако в жизни мы не всегда делаем то, что хотим. И сознательное «надо» идет с нами рука об руку. Школа прививает ребенку сознание, что некоторые вещи нужно знать, нужно уметь делать. Это порождает дисциплину и воспитывает самоконтроль.
Сохранение единой образовательной программы для всего государства, пусть не во всем совершенной, предъявляет определенные требования к педагогам, заставляет получать всесторонние знания, развивать логическое и творческое мышление. Благодаря обязательному изучению литературы, грамматики родного языка, физики, математики и других предметов ученики могут взглянуть на мир с разных точек зрения, впоследствии объединив их в одну картину мира.
Дежурства, выполнение общественных поручений – негласная сторона современной образовательной системы. Благодаря такой практике подростки не вырастают индивидуалистами, а осознают, что они часть общества, и определенную долю своего времени и сил можно и нужно дарить другим людям во благо.
Сегодня принято осуждать единый государственный экзамен, введенный под влиянием западной системы образования. Многие влиятельные педагоги утверждают: подготовка к ЕГЭ ведет к натаскиванию, обесцениванию устных ответов, а плохие оценки, полученные на экзамене, порождают глубокие стрессы у школьников.
Но правительство пока не готово отказаться от ЕГЭ по простой причине: оно позволяет успешно бороться с коррупцией в сфере образования, а достойную замену ему пока не придумали.
Современную систему обучения, бесспорно, нельзя называть совершенной. В ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. Вот некоторые из них:
1. Отсутствие синхронизации знаний по предметам, в результате чего ученикам трудно построить в сознании целостную картину мира.
2. Ограниченное количество бюджетных мест в ВУЗах.
3. Нивелирование значимости золотой медали, что снижает мотивацию к учебе.
4. Отсутствие предметов, направленных на воспитание подростков как будущих жен и мужей, родителей; недостаточная моральная составляющая обучения.
5. Чрезмерная загруженность детей, в результате чего они теряют интерес к учебе, не имеют свободного времени для занятий хобби, полноценного общения с родителями, сверстниками.
Недочеты в разработках современных образовательных реформ можно называть долго. Но мы, родители и педагоги, должны запомнить одно: в любых условиях важно не только образовать ребенка, но и вырастить высокоморальную волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир лучше! Зная недостатки, мы должны обращать на них внимание и стараться восполнять недочеты существующей системы личным участием в жизни ребенка.
newspolitics.ru
Школьное образование в России — это… Что такое Школьное образование в России?
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.
Школьное образование в России
Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.
В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.
До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.
Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
- II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
Начальная школа
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю.[источник не указан 1312 дней]
Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.
На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.
Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.
Основная школа
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.
По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ — Аттестат об основном общем образовании — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.
Старшие классы
Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль[1], а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная[1], и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Качество среднего образования в России
Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ[2].
Примечания
- ↑ 1 2 При условии, кроме того, что их экзаменационное сочинение по русскому языку и литературе признавалось заслуживающим медали. Такой вердикт (и окончательное решение о её вручении) выносился региональным органом управления образованием.
- ↑ http://www.oecd.org/dataoecd/54/12/46643496.pdf
См. также
dic.academic.ru
какое выбрать ВУЗ и специальность, как и где лучше получить высшее образование?
По статистике, ежегодно в высшие учебные заведения России поступают 85–87% выпускников школ [1] . При этом востребованными на рынке труда неизменно остаются выпускники ведущих вузов страны, которые составляют не более 7,4% от всех получивших высшее образование в России [2] . Закономерен вопрос: как и где получить образование, чтобы стать успешным в будущей профессии, и как не ошибиться с выбором специальности?
В нашем обзоре собраны базовые рекомендации и статистические данные, которые помогут абитуриентам и их родителям сориентироваться в разнообразии вузов, требований и перспектив на будущее.
Какую специальность для получения высшего образования выбрать?
Успех в будущей профессии напрямую зависит от способностей и предпочтений абитуриента. Именно поэтому начинать выбор специальности следует с определения интересующей выпускника сферы трудовой деятельности. Для этого сегодня существует большое количество возможностей: начиная от психологических тестов и заканчивая непосредственным посещением вузов и будущих работодателей в рамках профориентационной работы учреждений образования.
Определившись с личными пожеланиями и предпочтениями к сфере будущей профессиональной деятельности, нужно понять, насколько они согласовываются с реалиями сегодняшнего дня. Какие профессии сегодня востребованы и будут востребованы в ближайшее время? Какой диплом необходимо получить, чтобы оправдать свои ожидания в карьере и заработной плате?
В 2015 году Министерство труда и занятости РФ сформировало справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. В 2018 году в него входит более 1600 наименований [3] . Среди наиболее востребованных специалистов с высшим образованием оказались работники сферы здравоохранения, науки и образования. Пользуются спросом и специалисты в области права и культуры [4] .
А вот как выглядит выборка популярных профессиональных сфер, созданная аналитиками группы компаний HeadHunter на основе количества актуальных вакансий в базах по трудоустройству:
- Транспорт, логистика.
- Бухгалтерия, финансы предприятия.
- Производство.
- Административная работа.
- Управление персоналом, тренинги.
- Маркетинг, реклама, PR.
- Продажи.
- Банковская деятельность.
- Юриспруденция.
- Разработка ПО [5] .
Что касается уровня оплаты труда молодых специалистов, то в первые годы работы самая высокая заработная плата ожидает разработчиков программного обеспечения, далее идут юристы и представители банковской сферы. На третьем месте — специалисты в области бухгалтерии. По данным исследователей заработных плат, через 1–3 года после трудоустройства юристов догоняют маркетологи [6] .
Все эти данные отражают текущее положение вещей на рынке труда России, но абитуриенту, скорее, важно понимать, какие специальности будут востребованы через 4 года, т.е. после окончания им бакалавриата. На помощь родителям и выпускнику приходят прогнозы. Ни один из них, к сожалению, не может претендовать на высокую правдивость, ведь они основаны лишь на экспертных предположениях в отношении будущего. Если же воспринимать прогнозы лишь как дополнительный источник общей ориентирующей информации, то они могут быть полезны.
К размышлению
В 2005 году эксперты-аналитики прогнозировали в списке лидирующих профессий на 2015 год специалистов по нанотехнологиям и космических рабочих. Решайте сами, насколько оправдались такие ожидания. Кроме того, какой бы ни была востребованной специальность, если к ней нет настоящего интереса, добиться большого успеха в профессии, скорее всего, не удастся. И наоборот, не стоит отказываться от интересной специальности только потому, что она считается непопулярной.
Совместные исследования Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив пришли к выводам, что в списке профессий будущего появятся, например, такие:
- ИТ-медик;
- биоэтик;
- архитектор энергонулевых домов;
- инженер роботизированных систем;
- оценщик интеллектуальной собственности;
- урбанист-эколог;
- строитель «умных» дорог [7] .
Кроме того, ученые отмечают, что востребованными останутся медицинские работники и учителя, работа которых существенно изменится, но не потеряет своей актуальности.
Где получить высшее образование: выбираем вуз
Успешность профессиональной деятельности напрямую зависит от престижности диплома высшего учебного заведения. По версии рейтингового агентства «Эксперт РА» [8] , первые 10 позиций по данным на конец 2017 года в топ-100 занимают следующие вузы:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
- Московский физико-технический институт (государственный университет).
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Московский государственный институт международных отношений МИД РФ.
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
- Новосибирский исследовательский государственный университет.
- Санкт-Петербургский политехнический университет.
«Эксперт РА» уточняет, что для составления рейтинга были взяты данные статистики, а также результаты опросов среди 30 тысяч респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.
А вот рейтинг портала Superjob.ru взял за основу своего рейтинга финансовый критерий. Аналитики вывели список лучших вузов по уровню зарплат выпускников. Пятерку лидеров возглавил Московский физико-технический институт (государственный университет), за ним следует Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, третье место разделили Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Университет ИТМО. Четвертое место занял Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Завершает пятерку лучших Новосибирский национальный исследовательский государственный университет [9] .
Итак, главным критерием выбора учебного заведения зачастую становится его статус. Следующий по важности фактор — наличие специальностей подготовки, которые актуальны для абитуриента. Необходимо также учитывать, что вуз может законно осуществлять подготовку не по своему профилю (например, Московский педагогический государственный университет выпускает юристов). Кроме того, при выборе вуза стоит принимать во внимание такие характеристики, как:
- перечень вступительных испытаний;
- средний проходной балл;
- стоимость обучения;
- наличие общежития и его доступность;
- наличие в вузе военной кафедры;
- качество инфраструктуры.
Выбор учебного заведения рекомендуется осуществлять задолго до вступительной кампании. Это позволит вовремя определиться с дисциплинами для ЕГЭ и хорошо подготовиться к испытаниям. Если же результаты ЕГЭ уже получены, а выбор еще не сделан, можно воспользоваться современными автоматическими сервисами подбора специальности и вуза по оценкам в сертификате. Такие программы доступны на сайтах самих вузов или на порталах, освещающих деятельность образовательных организаций. Например, сервис «Учеба.ру» позволяет выбрать направление подготовки, факультет и учебное заведение по предметам ЕГЭ и месту учебы. Полученные на портале сведения можно отфильтровать с помощью дополнительных данных о количестве баллов, ожидаемой квалификации, форме обучения, его стоимости.
Как пользоваться сервисами подбора вуза и специальности
Предположим, абитуриент хочет учиться в Москве и готов сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и биологии, чтобы по окончании вуза стать психологом и применять свои знания в сфере HR. Автоматизированный поиск сайта «Учеба.ру» по географическим данным и списку предметов ЕГЭ выдает список вузов на двух страницах. Уже в первой тройке абитуриент может найти нужный ему вуз, где обучают психологии именно в том ключе, который ему нужен. Это Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, программа «Психология», проходной балл по ЕГЭ — 80,7.
Процедура получения высшего образования
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры — утвержден приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 года № 1147. Этот документ дает общее представление о процедуре поступления и устанавливает права абитуриентов. Им же определяется перечень документов для участия в конкурсе, который впоследствии корректируется образовательными учреждениями. Как правило, в приемную комиссию необходимо подать:
- заявление по установленной форме;
- документ, удостоверяющий личность;
- документы об образовании;
- фотографии;
- документы, подтверждающие специальные права абитуриентов при поступлении;
- сертификаты ЕГЭ.
Законодательство России позволяет претендовать на место максимум в пяти вузах по трем специальностям в каждом. Прием документов в 2018 году, предположительно, начнется в то же время, что и в прошлом: 20 июня — для бакалавриата и специалитета, а для магистратуры — 15 мая.
Базовые знания поступающих подтверждаются в основном сертификатами ЕГЭ, однако вузы имеют право организовывать дополнительные вступительные испытания профильной направленности по общеобразовательному предмету. Кроме этого, на отдельные специальности разрешены вступительные испытания творческой и профессиональной направленности.
К сведениюДополнительные вузовские испытания, согласно приказу Минобрнауки России от 14 октября 2015 года № 1147, могут проводиться, в частности, по следующим специальностям:
- филология;
- физическая культура;
- журналистика;
- дизайн;
- архитектура;
- педагогическое образование;
- вокальное искусство;
- хореографическое исполнительство.
После вступительных испытаний начинается следующая стадия приемной кампании — зачисление. Узнать о зачислении можно на сайте вуза. Такая информация должна обновляться ежедневно.
Основанием для зачисления является не только успешно выполненные требования вуза, но и личное согласие абитуриента. Сведения о дате завершения приема согласий также содержатся в информационных блоках вуза. Выразив желание учиться в определенном институте, университете или академии, будущий студент прикладывает к согласию оригинал документа об образовании.
Для зачисления на контрактную форму учебы необходимо также подтвердить оплату услуг учебного заведения. Статус студента абитуриенту присваивается с даты заключения договора о предоставлении образовательных услуг.
Итак, все необходимые процедуры пройдены, впереди у студента — годы бакалавриата. Успешное выполнение студентом образовательной программы подтверждается получением долгожданного диплома.
aif.ru